О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Конституционного Суда Республики Ингушетия
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ведзижевой Сациты Ахметовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
г.Магас
10 июня 2020 года №71-О
Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева, И.М. Евлоева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Ведзижевой Сациты Ахметовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»,
заслушав заключение судьи А.К. Гагиева, проводившего на основании статьи 38 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» предварительное изучение жалобы,
установил:
1. Ведзижева Сацита Ахметовна оспаривает конституционность пункта 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которому объем денежных средств, направляемых на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», установлен на 2020 год в размере 138,6 млн. рублей.
Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, несовершеннолетний сын заявительницы страдает заболеванием мукополисахаридоз IV А (синдром Моркио, тип А), при амбулаторном лечении которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Рыночная стоимость лекарств, необходимых ему для лечения указанного заболевания в течение года, составляет 29 млн. рублей. Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 июля 2019 года исковые требования С.А. Ведзижевой удовлетворены и на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия возложена обязанность регулярно и в полном объеме обеспечивать сына заявительницы лекарственными средствами по медицинским показаниям. Однако лекарственные препараты не предоставляются в связи с отсутствием бюджетного финансирования, обусловленного тем, что оспариваемой нормой закона на лекарственное обеспечение указанных категорий граждан предусмотрено 138,6 млн. рублей при потребности в 260 млн. рублей.
По мнению заявительницы, оспариваемое нормативное положение в той мере, в какой оно не предусматривает достаточного финансирования на обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, нарушает ее конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В связи с этим она просит признать пункт 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года №59-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» противоречащим статье 40 (части 1) Конституции Республики Ингушетия.
2. Вопрос о конституционности законоположения, не предусматривающего бюджетное финансирование в объеме, достаточном для обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия в деле о проверке конституционности пункта 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 29 декабря 2018 года №48-РЗ «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Конституционный Суд Республики Ингушетия в Постановлении от 19 декабря 2019 года № 24-П сформулировал следующие правовые позиции:
в силу требований Всеобщей декларации прав человека (статья 25, часть 1), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 12), Конституции Российской Федерации (статья 41, часть 1), Конституции Республики Ингушетия (статья 40, часть 1) право на охрану здоровья и медицинский уход признается одним из важнейших прав, гарантируемых государством, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
во исполнение положений федеральных нормативных правовых актов Республика Ингушетия приняла на себя публично-правовые обязательства по бесплатному лекарственному обеспечению граждан, имеющих такое право в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в связи с чем финансирование расходов по оплате лекарственных средств, выделяемых указанной категории граждан, относится к расходным обязательствам Республики Ингушетия;
из закрепленных в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Ингушетия положений о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, о бесплатном оказании гражданам медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует, что на органы государственной власти возлагаются обязанности изыскивать средства для обеспечения надлежащего оказания медицинской помощи с тем, чтобы ее оказание отвечало социальной природе государства и способствовало достижению конституционно признанной цели обеспечения человеку достойной жизни, необходимый уровень которой для лиц, страдающих заболеваниями, может быть достигнут только в том случае, если будет создана реальная возможность для их надлежащего лечения в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством;
закон Республики Ингушетия о республиканском бюджете представляет собой законодательный акт особого рода, который создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства республики; как таковой закон о бюджете не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других законов и тем более — лишать их юридической силы;
правовое регулирование, предусматривающее выделение бюджетных средств в объеме, явно недостаточном для надлежащего финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению граждан, имеющих такое право, фактически означает отказ государства от исполнения принятых на себя публично-правовых обязательств, что нарушает закрепленное в Конституции Республики Ингушетия (статья 40, часть 1) конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и не отвечает правовой природе социального государства.
С учетом этих и иных доводов Постановлением от 19 декабря 2019 года № 24-П Конституционный Суд Республики Ингушетия признал пункт 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 29 декабря 2018 года №48-РЗ «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статье 40 (часть 1), и установил, что Народному Собранию Республики Ингушетия надлежит обеспечить утверждение в составе республиканского бюджета соответствующих расходов в объеме, достаточном для обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
При этом Конституционный Суд Республики Ингушетия обратил внимание на то, что закон о республиканском бюджете принимается на один финансовый год и на этот срок определяет доходы и расходы государства, тогда как нормативные правовые акты, во исполнение которых формируются расходные обязательства Республики Ингушетия, сохраняют свое действие и по окончании соответствующего финансового года. Исходя из этого, признание отдельных норм закона о республиканском бюджете не соответствующими Конституции Республики Ингушетия предопределяет обязанность законодателя не только внести соответствующие изменения в республиканский бюджет, но и учитывать правовые позиции Конституционного Суда Республики Ингушетия при принятии законов о бюджете на последующие годы.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Республики Ингушетия сохраняет свою силу и не требует дополнительного подтверждения. Таким образом, вопрос о конституционности положений закона о бюджете в обозначенном заявительницей аспекте разрешен в названном Постановлении Конституционного Суда Республики Ингушетия, и предмет обращения С.А. Ведзижевой, по сути, совпадает с предметом жалобы, которая уже была рассмотрена Конституционным Судом Республики Ингушетия в рамках конституционного судопроизводства, в связи с чем для разрешения поставленного заявительницей вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления.
Согласно пункту 3 части первой статьи 40 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Разрешение же вопроса о неисполнении уполномоченными органами государственной власти Республики Ингушетия вступившего в силу решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 июля 2019 года не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Ингушетия, как она определена в статье 3 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия». В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» данное решение суда является обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 40, частью второй статьи 68, частью первой статьи 71 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия», Конституционный Суд Республики Ингушетия
определил:
Председатель
Конституционного Суда
Республики Ингушетия А.К.Гагиев
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Республики Ингушетия И.М.Евлоев
Конституционный Суд Республики Ингушетия © 2019