Методические рекомендации для должностных лиц подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений по проведению антикоррупционной работы

Читать… 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для должностных лиц подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений по проведению

антикоррупционной работы

г. Магас 2018 г.

 

В условиях динамично развивающегося законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти Республики Ингушетия и органах местного самоуправления все более важной становится работа по активизации деятельности и укреплению подразделений (должностных лиц) кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В целях формирования единого подхода к обеспечению деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления, оказания им помощи в организации и проведении антикоррупционной работы, отделом по вопросам государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Ингушетия подготовлены  настоящие методические рекомендации.

В рекомендациях предлагаются механизмы для организации эффективной работы в органе власти и управления по профилактике коррупционных проявлений на государственной гражданской и муниципальной службе (далее – гражданская и (или) муниципальная служба):

— обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции;

— принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе;

— обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

— оказание служащим консультативной помощи по вопросам в сфере противодействия коррупции;

— организация правового просвещения служащих; проведение проверочных мероприятий; подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Деятельность работников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна быть реализована с использованием таких инструментов как координация, контроль, взаимодействие (в том числе с правоохранительными органами и институтами гражданского общества), рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике.

 

  1. Определение подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений

1.1. Создание и деятельность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений регулируются нормативными правовыми актами и поручениями:

– Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (пункт 3 Указа устанавливает функции подразделений);

– Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» (пп. «л» п. 8 Национальной стратегии определяет одним из направлений ее реализации совершенствование работы подразделений);

– Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (п. 3 Указа руководителям государственных органов поручено усилить работу подразделений);

– Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п-П16;

– поручение Президента Российской Федерации от 21 января 2011 г. № Пр-133 о принятии мер по активизации работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов (соответствующих должностных лиц этих служб);

– перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. (от 14 ноября 2013  г. № Пр-2689).

1.2. В каждом государственном и муниципальном органе необходимо создание (назначение) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб. Данная норма распространяется на органы местного самоуправления, в т.ч. и городских, и сельских поселений.

Подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений образуется локальным правовым актом.

В случае если создание подразделения невозможно по объективным причинам, то в целях организации эффективной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо определить не менее 2 должностных лиц для обеспечения взаимозаменяемости сотрудников при временном отсутствии одного из них.

Обязанности по осуществлению работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений отражаются в должностных регламентах (должностных инструкциях) служащих.

Должностные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны иметь высшее профессиональное образование (преимущественно юридическое), проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года по специализированным программам (например, «Функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Государственная политика в области противодействия коррупции», «Профилактика коррупционных правонарушений в органах государственного и муниципального управления» и др.).

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. руководителям государственных органов поручено принять меры по кадровому укреплению подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также по недопущению случаев возложения на указанные подразделения функций, не относящихся к антикоррупционной работе.

1.3. Деятельность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна осуществляться на плановой основе. Для этого необходимо разработать и утвердить в государственных и муниципальных органах план работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. План должен предусматривать мероприятия, направленные на достижение конкретных результатов, сроки исполнения мероприятий, ответственных исполнителей. В ходе реализации плана необходимо обеспечить контроль за выполнением мероприятий, а также внесение изменений в план
в соответствии с актуальными изменениями антикоррупционного законодательства.

1.4. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции в государственных и муниципальных органах необходимо проводить регулярную оценку результатов работы в данной сфере с выработкой необходимых для этого критериев.

Для проведения указанной работы возможно применение рекомендаций Минтруда России «О показателях оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и алгоритме их применения».

  1. Обеспечение соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия

2.1. Должностные лица подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивают соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими (далее – гражданскими и (или) муниципальными служащими) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения служащими обязанностей в сфере противодействия коррупции.

Должностным лицам в обязательном порядке необходимо ознакомить под роспись каждого служащего с документами:

– гражданских служащих с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой; статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой; статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего);

– муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой; статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой; статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего);

– гражданских и муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора; статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов);

– кодексом этики и служебного поведения гражданских или муниципальных служащих, утвержденным правовым актом государственного или муниципального органа;

– типовым стандартом антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Республики Ингушетия.

2.2. Гражданский или муниципальный служащий в целях противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе обязан:

– соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования
к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами;

– сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

– не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных или муниципальных органов, организаций, должностных лиц, гражданских или муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

– передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

– ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в соответствии с перечнем должностей, утвержденным нормативным правовым актом;

– уведомлять в установленном порядке представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

– уведомлять в установленном порядке о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

2.3. В случае если владение гражданским или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо проконтролировать передачу гражданским или муниципальным служащим принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2.4. В соответствии с перечнем должностей гражданской или муниципальной службы, установленным нормативным правовым актом, подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обязаны организовать сбор, обработку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских или муниципальных служащих, а также аналогичных сведений их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В процессе проведения декларационной кампании необходимо организовать на постоянной основе (по графику) консультации, практические семинары, аппаратные учебы со служащими по проблемным вопросам заполнения указанных сведений.

По итогам представления служащими сведений о доходах, расходах необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок размещения указанных сведений необходимо утвердить нормативным правовым актом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

Подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо проводить оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации государственным или муниципальным органом своих функций, а также вносить изменения в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В данной работе рекомендуется применять реализуемый на федеральном уровне принцип определения перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также методические рекомендации Минтруда России по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

2.5. В случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомлять об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.

Как правило, уведомление подается служащим в письменной форме в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, регистрируется и передается представителю нанимателя.

Гражданский или муниципальный служащий вправе устно уведомить представителя нанимателя на личном приеме о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован, а также заверен оттиском печати государственного или муниципального органа.

Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного или муниципального органа.

2.6. Служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя. К иной оплачиваемой работе относится работа, связанная с трудовыми отношениями (на основании трудового договора) и с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.). Уведомление представителя нанимателя необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора.

Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении гражданского или муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу рекомендуется утвердить правовым актом государственного или муниципального органа.

Выполнение служащим иной оплачиваемой работы не должно привести к возникновению конфликта интересов. В противном случае представитель нанимателя направляет уведомление для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих  и урегулированию конфликта интересов.

2.7. Гражданин, замещавший должность гражданской  или муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный правовым актом государственного или муниципального органа, в течение двух лет после увольнения с гражданской или муниципальной службы не вправе без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного или муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего.

Согласие комиссии дается в порядке, установленном положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным правовым актом государственного или муниципального органа.

К функциям государственного или муниципального управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

К числу обязательных для исполнения решений (проектов решений) можно отнести:

– принятие правовых актов и разработку (утверждение) государственных (муниципальных) программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;

– осуществление мер государственного (муниципального) регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;

– оказание государственных (муниципальных) услуг, получателем которых была заинтересованная организация;

– осуществление государственного (муниципального) контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;

– координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации;

– управление подведомственными государственному (муниципальному) органу организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от         8 сентября 2010 г. № 700 работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность гражданской или муниципальной службы, перечень которых устанавливается правовыми актами государственного или муниципального органа, в течение 2 лет после его увольнения с гражданской или муниципальной службы сообщает о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) гражданского или муниципального служащего по последнему месту его службы. При получении такого сообщения должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений готовит заключение представителю нанимателя (работодателю) об отсутствии (наличии) оснований для рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о даче согласия гражданину, замещавшему должность гражданской или муниципальной службы. При подготовке заключения должностное лицо анализирует должностной регламент (должностную инструкцию) на предмет наличия в должностных (служебных) обязанностях  гражданского или муниципального служащего функций государственного (муниципального) управления данной организацией.

При отсутствии оснований для дачи согласия на замещение должности в организации сообщение работодателя принимается к сведению. В случае если было выявлено, что в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего входили функции государственного (муниципального) управления данной организацией и гражданин, замещавший должность гражданской или муниципальной службы, не обращался в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, материалы рассматриваются в установленном порядке комиссией. По итогам рассмотрения комиссией принимается решение либо о даче согласия на замещение гражданином должности (выполнение работ) в коммерческой или некоммерческой организации, либо в случае установления нарушения гражданином требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» рекомендуется руководителю государственного органа проинформировать о данном обстоятельстве органы прокуратуры и уведомившую организацию для решения вопроса о прекращении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Подразделению (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений целесообразно вести учет сообщений работодателей о гражданах, замещавших должности гражданской или муниципальной службы. При увольнении служащих проводить с ними беседу, выдавать памятку об ограничениях при заключении ими трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

2.8. В связи с прохождением гражданской или муниципальной службы гражданскому или муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные гражданским или муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются государственной (муниципальной) собственностью и передаются гражданским или муниципальным служащим по акту в государственный или муниципальный орган, в котором он замещает должность гражданской или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский или муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом правовыми актами государственных или муниципальных органов.

В соответствии Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10, государственные или муниципальные органы принимают нормативные правовые акты, определяющие порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей их деятельности.

2.9. В целях единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при организации работы в государственных или муниципальных органах возможно использование методических рекомендаций «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34).

  1. Выявление и урегулирование конфликта интересов
    на государственной или муниципальной службе

3.1. Гражданский или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Данная обязанность должна быть реализована, в случае если у служащего при исполнении им должностных обязанностей возник конфликт интересов или служащему стало известно о возможности его возникновения.

Действующим законодательством не утверждены форма и порядок уведомления служащим непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. В этой связи предлагается соответствующую информацию излагать в письменной форме, в которой содержатся: характер личной заинтересованности служащего; конкретные должностные (служебные) обязанности, исполнение которых могут привести или привели к возникновению конфликта интересов; конкретные организации, физические лица, исполнение должностных обязанностей в отношении которых могут привести или привели к возникновению конфликта интересов.

В соответствии с положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного правовым актом государственного или муниципального органа, представление руководителя государственного и муниципального органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном или муниципальном органе мер по предупреждению коррупции, является основанием для проведения заседания комиссии.

В случае если непосредственный начальник служащего не является членом указанной комиссии, уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения направляется (передается) руководителю государственного или муниципального органа, либо в подразделение (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

3.2. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

– изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, в том числе отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Так, в зависимости от сферы возникновения конфликта интересов, данная мера может быть применена в виде временного исключения служащего из состава конкурсной комиссии, комиссии по размещению заказа, участников проверочных мероприятий и т.д. Необходимо учитывать, что основанием для отстранения служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей является соответствующий акт (решение) представителя нанимателя;

– принять отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Данная мера может быть реализована посредством представления служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательства воздержаться от совершения определенных действий или возврата полученного (например, в качестве подарка) имущества, если выгода уже получена;

– инициировать отвод или принять самоотвод служащего. При этом отвод (самоотвод) служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела либо курирования определенного направления деятельности, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.;

– отстранить гражданского или муниципального служащего от замещаемой должности гражданской или муниципальной службы (не допускать к исполнению должностных (служебных) обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов, а также проведения в отношении него проверочных мероприятий.

3.3. В зависимости от конкретного случая возникновения конфликта интересов подразделению (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо осуществлять контроль исполнения служащим должностных (служебных) обязанностей, связанных с:

– подготовкой в пределах его компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в соответствующей сфере;

– осуществлением контроля (надзора) за соблюдением законодательства в соответствующей сфере;

– участием в работе комиссии по осуществлению закупок на предмет попытки оказать влияние на членов комиссии либо осуществить необъективную оценку участников конкурса с целью получения выгоды;

– направлением запросов о предоставлении информации на предмет использования полученной информации, не являющейся общедоступной, для предоставления третьим лицам;

– согласованием распределения бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределения ограниченных ресурсов на предмет принятия решений в пользу третьих лиц;

– взаимодействием с конкретными юридическими или физическими лицами, если служащие или их близкие родственники получают или получали выгоду от соответствующих лиц.

3.4. В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе необходимо использование в практической деятельности Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанный Обзор в свое время отделом по вопросам государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Ингушетия направлен во все государственные и муниципальные органы для сведения и учета в работе.

Государственным или муниципальным органам с учетом специфики их деятельности на его основе необходимо подготовить соответствующие памятки гражданским или муниципальным служащим, ознакомить служащих и разместить на официальных сайтах государственных или муниципальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  1. Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов

Подразделение (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» комиссии созданы в каждом государственном или муниципальном органе, утверждены положения об их деятельности.

С учетом особенностей организации местного самоуправления, малой штатной численности служащих в муниципальных органах поселений возможна передача полномочий муниципальным районам по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

Секретарем комиссии, как правило, назначается должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В целях привлечения представителей общественности к антикоррупционной работе руководитель государственного или муниципального органа может принять решение о включении в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при государственном или муниципальном органе.

Гражданским или муниципальным органам необходимо повышать эффективность реализации принимаемых комиссиями решений и объективность привлечения гражданских или муниципальных служащих к ответственности по итогам заседаний комиссий. Так, зачастую комиссией принимается решение о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности, а представителем нанимателя данное решение не реализуется. Это способствует дискриминации работы комиссии, что недопустимо в деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

  1. Оказание консультативной помощи и организация правового просвещения гражданских или муниципальных служащих

5.1. В целях оказания консультативной помощи служащим необходимо разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции (ответственность за коррупционные правонарушения, урегулирование конфликта интересов, выполнение иной оплачиваемой работы, информирование о фактах коррупции, уведомление о получении подарка и т.п.). Провести ознакомление служащих с памятками. Также рекомендуется разместить памятки на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции.

5.2. Для граждан, претендующих на замещение должностей гражданской  или муниципальной службы, рекомендуется организовывать в рамках проведения конкурсных процедур анкетирование, тестирование, использовать иные методы оценки знаний положений антикоррупционного законодательства.

5.3. В государственных или муниципальных органах целесообразно организовывать проведение различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции.

В целях правового просвещения служащих необходимо организовать проведение следующих мероприятий:

– обязательный вводный тренинг (обучение) для граждан, впервые поступивших на гражданскую или муниципальную службу;

– регулярный тренинг (обучение) по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению для всех служащих государственного или муниципального органа;

– специализированный углубленный тренинг (обучение) для служащих, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений;

– специализированный тренинг (обучение) для ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции;

– тренинг (беседа) со служащими, увольняющимися с гражданской или муниципальной службы, на которых распространяются ограничения по заключению трудового или гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».

5.4. Должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо не реже 1 раза в 3 года проходить повышение квалификации по программам профилактики и противодействия коррупции.

5.5. Дополнительным инструментом правового просвещения служащих может являться внутренний интернет-портал государственного или муниципального органа. С его использованием возможно проведение консультаций со служащими по вопросам выполнения и реализации требований антикоррупционного законодательства с помощью различных процедур: в режиме on-line по выделенному специальному адресу электронной почты; в режиме «вопрос-ответ» посредством размещения ответов на актуальные и часто задаваемые вопросы; в виде проведения on-line конференции с участием всех заинтересованных служащих. Также представляется целесообразным размещать на внутреннем интернет-портале формы (заявления), заполняемые служащими в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством, методические рекомендации, памятки и разъяснения по вопросам антикоррупционной тематики.

  1. Проведение проверочных мероприятий

6.1. Подразделениями (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивается проведение:

– проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими;

– проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– проверки соблюдения гражданскими или муниципальными служащими требований к служебному поведению;

– проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской или муниципальной службы, ограничений при заключении ими после ухода с гражданской или муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– служебные проверки.

6.2. Указанные проверки проводятся в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а также правовыми актами государственных или муниципальных органов.

6.3. Проведение служебных проверок регулируется статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  1. Подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции

В целях поддержания в актуальном состоянии нормативную правовую базу в сфере противодействия коррупции подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проводить мониторинг законодательства о противодействии коррупции, по итогам которого вносить соответствующие изменения в действующие, разрабатывать новые правовые акты.

Разработка правовых актов государственных или муниципальных органов осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Проекты нормативных правовых актов государственных или муниципальных органов должны проходить антикоррупционную экспертизу в порядке, установленном государственными и муниципальными органами.

  1. Взаимодействие с правоохранительными органами

8.1. Подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в своей деятельности взаимодействуют с правоохранительными органами. Можно выделить следующие направления взаимодействия:

– при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных или муниципальных органов, и членов их семей;

– при проведении проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, связанных с гражданской или муниципальной службой, требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения служащими указанных требований, ограничений и запретов;

– с органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

– при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.

8.2. Формы взаимодействия могут быть следующими:

– проведение межведомственных, координационных совещаний;

– организация постоянно действующих рабочих групп;

– организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном государственном или муниципальном органе;

– обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи в рассматриваемой сфере;

– организация совместных семинаров, конференций;

– организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов;

– межведомственный информационный обмен;

– проведение совместных мероприятий с общественными и депутатскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

8.3. В целях организации эффективного взаимодействия государственного или муниципального органа с правоохранительными органами предлагается использовать методические рекомендации «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 г. № 34.

  1. Взаимодействие с институтами гражданского общества

9.1. В целях повышения эффективности противодействия коррупции государственными или муниципальными органами осуществляется взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.

Исходя из задач, возложенных на подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления их взаимодействия:

– при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных или муниципальных органов, и членов их семей;

– при проведении проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Основанием для осуществления указанных проверок является информация в письменном виде, представленная постоянно действующими руководящими органами политических партий, зарегистрированных общероссийских общественных объединений, общественной палатой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, средствами массовой информации:

– при проверке обращений от граждан и организаций о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими;

– при проведении работы по формированию у служащих отрицательного отношения к коррупции;

– при проведении независимой антикоррупционной экспертизы;

– при правовом просвещении служащих;

– при проведении среди населения социологических исследований, позволяющих оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.

9.2. Формы взаимодействия общественных объединений и организаций с государственными или муниципальными органами:

– привлечение к работе в государственных юридических бюро;

– привлечение к работе по совершенствованию антикоррупционного законодательства, проведению его мониторинга;

– рассмотрение (обсуждение) проектов нормативных правовых актов;

– участие представителей общественного совета, образованного при государственном или муниципальном органе в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

– участие в заседаниях рабочих групп, иных совещательных органах по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

– участие в проведении конференций, «круглых столов», научно-практических семинарах;

– создание информационно-просветительских программ (на телевидении, радиоканалах, в печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в сфере противодействия коррупции.

  1. Рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике

10.1. Обращения граждан и организаций могут поступать в государственные или муниципальные органы следующим образом:

– в письменном виде (через обычные каналы связи или специальный почтовый ящик в здании государственного или муниципального органа);

– по телефону «горячей линии» («телефону доверия»);

– на личном приеме граждан руководителем (заместителем руководителя);

– с использованием информационно-коммуникационных сетей (посредством заполнения специальной формы на официальном интернет-сайте или направления обращения в виде электронного письма на адрес специальной электронной почты государственного или муниципального органа).

10.2. Информацию для граждан и организаций о способах направления обращений в государственный или муниципальный орган и о процедурах их рассмотрения необходимо разместить:

– на информационных стендах, посвященных антикоррупционной деятельности государственного или муниципального органа, установленных в общедоступном месте в здании государственного или муниципального органа;

– на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

10.3. Необходимо организовать особый учет всех поступающих в государственные или муниципальные органы обращений граждан и организаций о фактах коррупции, завести соответствующие журналы регистрации, назначить из числа работников подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений уполномоченных по рассмотрению обращений коррупционного характера.

Необходимо обеспечить объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций по фактам коррупционных проявлений.

Данная работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При наличии в обращениях граждан и организаций информации, относящейся к компетенции правоохранительных и иных государственных органов, их следует направлять в соответствующий орган сопроводительным письмом с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения.

В случае наличия в обращении граждан и организаций достаточной информации о нарушении гражданскими муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в сфере противодействия коррупции, работникам подразделений (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений ходатайствовать перед руководителем государственного или муниципального органа о проведении проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Контроль за рассмотрением и принятыми мерами по обращениям граждан и организаций о фактах коррупции возложить на руководителя подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо непосредственного руководителя должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

10.4. В государственном или муниципальном органе необходимо осуществлять мониторинг публикаций в средствах массовой информации, открытых писем граждан и организаций о фактах коррупции с последующим докладом о результатах мониторинга руководству государственного или муниципального органа.

10.5. В целях повышения эффективности и результативности работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции возможно использовать в работе методические рекомендации «Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34).

  1. Ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В целях реализации принципа открытости деятельности государственных или муниципальных органов необходимо создание и ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного или муниципального органа.

Рекомендуется использовать приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н, утвердивший требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции.

Обеспечение единого подхода к организации и проведению работы по размещению и наполнению подразделов по вопросам противодействия коррупции будет способствовать повышению открытости и доступности информации о деятельности государственных или муниципальных органов по профилактике коррупционных правонарушений, а также реализации прав граждан получать достоверную информацию о деятельности государственных или муниципальных органов в сфере противодействия коррупции.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

для оценки знания положений антикоррупционного законодательства

 

  1. Что такое «коррупция»?
  2. Что такое «противодействие коррупции»?
  3. Что составляет правовую основу противодействия коррупции?
  4. Каковы основные принципы противодействия коррупции?
  5. Какие меры по профилактике коррупции предусматривает антикоррупционное законодательство?
  6. Меры по профилактике коррупции.
  7. Что является коррупционными факторами?
  8. Основные направления деятельности органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
  9. Что такое «конфликт интересов»?
  10. Что понимается под личной заинтересованностью гражданского или муниципального служащего?
  11. Какие меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов следует принять в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Ситуация 2. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Ситуация 3. Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Ситуация 4. Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Ситуация 5.

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Ситуация 6. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

  1. Как должен вести себя государственный гражданский служащий в случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения?
  2. Какие виды дисциплинарной ответственности влечет за собой невыполнение государственным служащим обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
  3. Основные запреты, связанные с государственной гражданской службой.
  4. Основные ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
  5. Каковы обязанности организаций по принятию мер по предупреждению коррупции.

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК

обучения государственных гражданских служащих ____________________________ в целях антикоррупционного просвещения

       (наименование государственного органа)

 

Наименование мероприятия Регламент проведения Комментарии
Обязательный вводный тренинг в течение первого месяца для граждан, вновь поступивших на государственную службу В ходе тренинга государственному гражданскому служащему разъясняются основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, которые необходимо соблюдать в целях противодействия коррупции; порядок, условия и сроки осуществления отдельных действий в целях исполнения некоторых обязанностей; предоставляются под подпись методические материалы, которые размещены также на официальном интернет-сайте государственного органа (наименование) и на информационном стенде в здании государственного органа (наименование), с указанием контактной информации
Регулярный тренинг каждый март и сентябрь года (или другие месяцы), дата и время утверждаются в рабочем порядке В ходе тренинга разъясняются:

— порядок действий, которому служащие должны следовать для соблюдения положений законодательства в соответствии с административными процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Ингушетия и государственного органа (наименование);

— типичные ситуации, провоцирующие конфликт интересов, и способы их урегулирования;

— типичные вопросы, которые возникают в ходе исполнения антикоррупционного законодательства, при необходимости проводится детальный разбор отдельных наиболее сложных положений нормативных правовых актов

Тренинг проводится кадровой и юридической службами государственного органа (наименование) как самостоятельно, так и с привлечением представителей других ведомств, экспертов из высших образовательных учреждений;

— возможность участия государственных гражданских служащих в различных образовательных программах по вопросам противодействия коррупции в рамках реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих

Специальный тренинг каждый апрель и ноябрь года (или другие месяцы), дата и время утверждаются в рабочем порядке Специальные тренинги проводятся с целью детального ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции
Консультирование по вопросам антикоррупционного просвещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

каждую пятницу с 10 до 12 часов (или другой день недели) Для организации консультирования государственных гражданских служащих по вопросам антикоррупционного просвещения должен быть определен порядок обращения для получения индивидуальной консультации, определены формы и способы предоставления консультации уполномоченными сотрудниками (государственными гражданскими служащими) государственного органа (наименование) при личном обращении лица, посредством официального Интернет-сайта, телефона «прямой линии» или электронной почты