Рекомендации «круглого стола» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Исполнение решений органов конституционной юстиции: состояние законодательства и перспективы его развития»

г.Москва

14 декабря 2017г.

В результате состоявшейся дискуссии по вопросам современного состояния и перспектив развития законодательства об исполнении решений органов конституционной юстиции участники «круглого стола» констатируют, что конституционная юстиция является важнейшим незаменимым институциональным элементом государственного механизма, обеспечивающего верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, эффективную судебную защиту основных прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя России как правового демократического государства.

Современный период развития российской государственности протекает в соответствии с общемировыми цивилизованными прогрессивными тенденциями в направлении учреждения и укрепления институтов гражданского общества, рыночной экономики, правового демократического государства, что во многом является причиной формирования и функционирования в Российской Федерации конституционного правосудия, осуществляемого судебными органами конституционного контроля: на федеральном уровне — Конституционным Судом Российской Федерации, на уровне регионального правового регулирования — конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Правовая охрана конституционного акта представляет собой комплекс специальных правовых средств, применяемых в деятельности органов государственной власти по обеспечению неукоснительного исполнения его норм и высшей юридической силы в правовой системе государства. Органы конституционной юстиции самостоятельно и независимо осуществляют судебную власть посредством конституционного судопроизводства, их деятельность является гарантом правовой охраны конституционных положений, что обеспечивает их приоритет над другими нормативными правовыми актами государства.

Учреждение Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является позитивным фактором укрепления российской государственности и демократического конституционного строя Российской Федерации как правового и федеративного государства. Создание и функционирование органов конституционной юстиции вытекает из объективной необходимости эффективного конституционного контроля нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях признания и соблюдения ими конституционных норм, защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Конституционная юстиция, являясь государственно-правовой формой судебной защиты конституционных положений, призвана обеспечить их непосредственную реализацию во всех сферах общественных отношений, существование конституционной законности в праворегулятивной и правоприменительной деятельности, а также гарантии доступности конституционного правосудия для граждан и их объединений.

Важное значение в рамках обеспечения единого конституционно-правового пространства имеет деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В тех субъектах Российской Федерации, где они созданы и действуют, граждане имеют двойной уровень конституционной защищенности — федеральный и региональный. Однако осуществление судебного конституционного контроля во всех субъектах Российской Федерации все еще продолжает оставаться важной нерешенной проблемой, связанной с отсутствием инициативы региональных органов государственной власти создавать собственные органы конституционной юстиции. Региональное конституционное правосудие успешно функционирует более двух десятков лет, оно вносит существенный вклад в укрепление единого правового пространства, социально-экономическое развитие регионов, эффективно защищает права и свободы граждан, обеспечивает утверждение конституционной законности и верховенства права, улучшение качественного состояния правовой системы страны и занимает прочное место в судебной системе Российской Федерации. При этом конституционным (уставным) судам удалось сформировать нормативно-доктринальную основу охраны конституционных ценностей, правовой государственности и федерализма.

В субъектах Российской Федерации, где функционируют органы конституционной юстиции, наблюдается постоянное внимание к вопросам организации и осуществления социальной политики на условиях соблюдения равенства всех перед законом и равномерного распределения социальных функций органов публичной власти.

Региональные органы конституционной юстиции являются полноценными субъектами российского конституционализма, так как они, основываясь на положениях Конституции России и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляя толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и определяя конституционно-правовой смысл положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, раскрывают нормативное содержание регионального законодательства с учетом национальных конституционных ценностей.

Состояние конституционной законности в России во многом зависит от исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также от последовательного адекватного учета в правотворческой деятельности публичной власти правовых позиций этих судов. Высокий уровень исполнения решений органов конституционной юстиции стал сегодня качественным свойством регионального конституционного правосудия.

Своевременное и в полном объеме исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации служит обеспечению единого конституционно-правового поля и незыблемости основ конституционного строя Российской Федерации в условиях федеративного государства. Поэтому вопросы исполнения решений органов конституционной юстиции не утрачивают своей актуальности для теории и практики современного отечественного конституционализма. Вопросы исполнения итоговых решений органов конституционной юстиции продолжают нуждаться в детальной разработке, поскольку при игнорировании судебных решений теряется смысл существования и деятельности органов конституционного правосудия. Неисполнение решений судебных органов конституционного контроля, направленных на восстановление конституционной законности и основных прав и свобод человека и гражданина, негативно отражается на всей российской судебной системе и авторитете судебной власти. Без надлежащего и своевременного исполнения решений органов конституционной юстиции значительно снижается уровень доверия населения к правосудию. Кроме того, такое неисполнение и представляет собой угрозу правопорядку, поскольку такое неисполнение умаляет значение конституционных актов.

Участники «круглого стола», принимая во внимание итоги обсуждения докладов и признавая необходимость дальнейшего совершенствования механизма исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений органов конституционной юстиции, рекомендуют:

1. Комитету Совету Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с заинтересованными органами государственной власти рассмотреть возможность внесения в статью 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации изменений, предусматривающих урегулирование вопросов, связанных с юридической силой постановлений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также с исполнением судами общей юрисдикции и иными органами решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых этими судами в соответствии с их компетенцией:

— суды общей юрисдикции при рассмотрении дел после вступления в силу постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не соответствующими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации в этом постановлении истолкованием;

— решения судов общей юрисдикции и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением конституционного (уставного) суда неконституционными (не соответствующими уставу), не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях;

— с момента вступления в силу постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, либо постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации в истолковании, данном конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не соответствующими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации в этом постановлении истолкованием;

— решения судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам в случае признания постановлением конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не соответствующими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации нормативного акта либо отдельных его положений, примененных в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации, соответствующим министерствам субъектов Российской Федерации, образовательным учреждениям высшего юридического образования рассмотреть возможность включения в учебные планы юридических факультетов преподавание дисциплины «Конституционное правосудие».